Сегодня рассмотрим модернизацию мотора лодки. Многие владельцы недовольны тем, как их лодка выходит на глиссирование.
Понятно, что часто владельцы хотят «подправить» мотор. Для чего:
- чтобы лодка выпрыгивала на глиссирование;
- устойчиво стояла на глиссировании;
- на минимальных оборотах придерживалась глиссирования.
Особенно сильно эффект будет заметен на коротких и широких лодках, а также на надувных. Пример:
- «Казанка»
- «Прогресс».
Но даже на больших «посудинах» будет отмечен более легкий выход на глиссирование, более устойчивое положение на крейсерском ходу.
Что из себя представляет улучшение? Это крылья, устанавливаемые на кавитационную плиту мотора. Преимущества:
- простая установка;
- небольшая цена;
- нет заметных недостатков.
Значение гидрокрыла
Что такое гидрокрыло и какие преимуществ оно может дать при установке на мотор? Давайте рассмотрим несколько вариантов:
- Часто, особенно в поворотах, вы замечаете «прохваты» воздуха. Винт завоздушивается, мотор ревет, а лодка не едет. И вроде бы мотор установлен по инструкции и с винтом все в порядке. Что же делать? Попробуйте установить гидрокрыло. Этим самым вы увеличите площадь антикавитационной плиты, а плита эта служит именно для того, чтобы блокировать подхват воздуха винтом с поверхности потока. Очень часто это решает проблему завоздушивания винта.
- Другой случай. Лодка долго выходит в глиссирующий режим. При том, это актуально как при использовании легких моторов с недобором мощности, так и тяжёлых, и мощных, но смещающих деферент лодке к корме. Получаем такую картину — на старте нос лодки поднимается вверх, корма проседает, мотор в попытке набрать обороты, ревет и гребет воду винтами. Однако вектор тяги мотора в этом случае направлен уже не параллельно поверхности воды, а под углом вверх. И нужного ускорения мы не получаем.
На больших лодках для устранения такой проблемы используются трансовые плиты. Они словно закрылки самолета изменяют баланс сил, действующих на лодку, и буквально «выкладывают» её на поверхность воды. Позволяя при этом существенно сократить время выхода в глиссирующий, а затем и в крейсерские режимы.
Гидрокрыло будет работать совершенно подобным образом. Изменяя угол «откидки» мотора, вы легко сможете управлять деферентом лодки в разных режимах. Вы почувствуете это сразу же, насколько сильно измениться реакция лодки на использование трима.
Основным минусом гидрокрыльев можно назвать снижение максимальной скорости приблизительно на 3-5%. Но это вполне нормальная плата за полученные выгоды.
Как уже было сказано, недостатков у данного девайса немного. Поэтому рассмотрим сначала все преимущества:
-
Установленное гидрокрыло препятствует сильному задиранию носа лодки
Препятствует проникновению воздушных масс в крутящий механизм.
- Значительно повышается уровень комфорта.
- Препятствует сильному задиранию носа лодки. Это можно заметить при существенном увеличении оборотов на силовом агрегате.
- Улучшается управляемость;
- Незначительно улучшается курсовая устойчивость лодки.
- Лодка быстрее выходит на глиссирование.
Недостатки:
- Минимальная эффективность при использовании сверхмощных или маломощных силовых агрегатов.
- Необходимо значительно больше времени для проведения очистки гребного винта. Особенно это заметно при передвижении по сильно заросшим водоемам.
- Скорость плавсредства не может превышать 507 километра в час. Однако для большинства владельцев лодок это не является недостатком.
Каждая модель совместима с моторами определенной мощности. Поэтому все модели делят на три группы:
- силовые агрегаты мощностью от 50 л. с.;
- силовые агрегаты мощностью 25-50 л. с.;
- силовые агрегаты мощностью до 25 л. с.
На рынке представлены модели двух типов:
- Классическое гидрокрыло. Особенности:
- крепят на подвесные двигатели;
- отлично подходят для маломощных лодочных двигателей;
- изделие состоит из двух основных крыльев.
- Монокрыло. Особенности:
- отлично подходит для мощных и сверхмощных лодочных двигателей;
- основная конструктивная деталь — цельная металлическая пластина.
Делаем своими руками
Данный девайс можно приобрести в магазине или изготовить своими руками. Для того чтобы сделать изделие самостоятельно необходимо обладать элементарными слесарскими навыками.
Существует большое количество способов изготовления изделия. Рассмотрим самый популярный способ — изготовление из снеговой (совковой) лопаты.
Желательно чтобы лопата была изготовлена из стали, но можно использовать пластмассовую. Преимущества совковой лопаты:
- легко режется;
- обладает подходящей формой;
- имеет отличную прочность.
Подробная инструкция:
- Разобрать лопату. Нам потребуется только металлическая часть совковой лопаты.
- При помощи специального инструмента необходимо измерить так называемую ногу силового агрегата.
- Используя дрель нужно сделать несколько отверстий. Такое отверстие необходимо для того, чтобы прикрепить металлическое полотно к антикавитационной плите силового агрегата. Потом нужно сделать большое отверстие для бороздки и места крепления к рукоятке.
- Далее нужно закруглить острые углы. Для этого нужно использовать болгарку (специальная насадка для резьбы).
- Далее нужно удалить углы с одной стороны полотна. Также можно эти углы размять при помощи обычного молотка.
- После этого при помощи болгарки нужно другую сторону полотна (там, где стальное полотно будет крепиться к так называемой винтовой части) обрезать под углом 30 градусов.

Схема гидрокрыла для самостоятельного изготовления
Установка
Установка крыльев процедура быстрая и совсем несложная. Из инструментов понадобиться только дрель и ключ шестигранник:
- Примеряем крылья.
- Размечаем отверстия (все помним, чем дырка отличается от отверстия).
- Разметив четыре отверстия берем дрель и аккуратно сверлим (если в школе по труду было не ниже 3, то все должно получиться).
- Ставим крылья на кавитационную плиту и крепим с помощью предлагающихся болтов и гаек (ключ шестигранник найдётся у любого, наверное).

Ставим крылья на кавитационную плиту и крепим с помощью предлагающихся болтов и гаек
Выбор гидрокрыла
При выборе изделия в первую очередь необходимо учитывать мощность лодочного двигателя. На рынке представлены модели многих производителей.
Для того чтобы выбрать качественное изделие необходимо обратить внимание на такие нюансы:
- Угол атаки. Если используется маломощный двигатель, то можно покупать изделие без данного конструктивного элемента.
- Гарантия товара. Как правило, гарантия действует в течение одного года. На протяжении этого срока производитель гарантирует работоспособность изделия.
- Качество изделия. Необходимо визуально оценить качество всех деталей изделия. Также можно потребовать у продавца сертификат качества.
- Упаковка товара. Рекомендуется тщательно осмотреть упаковку товара. Упаковка не должна иметь каких-либо повреждений или потертостей.
Эксперты не рекомендуют устанавливать гидрокрыло на мотор мощностью до 6 л. с.
Рассмотрим три самые популярные модели
Stingray XR III
Особенности такого крыла в том, что его можно закрепить на моторе без сверления антикавитационной плиты. Заводская упаковка представляет из себя пластиковый блистер, в котором находиться сама модель и комплект фурнитуры для установки.
Крыло выполнено из пластика, имеет презентабельный вид. Профиль крыла изогнут таким образом, чтобы максимально защитить верх мотора от подхвата воздуха с поверхности воды.
Крыло сделано одной деталью, которая насаживается на антикавитационную плиту.
Easterner C88062 и C88061
Это одни из самых недорогих моделей. На сегодняшний день цена не превышает 1 тыс. рублей. Для тех, кто хочет поэкспериментировать с установкой это весьма неплохой вариант.
Конструкция моделей напоминает крыло самолета. На верхней поверхности старшей модели расположены насечки. Задача которых стабилизировать поток воды, чтобы он не размазывался, а шел в определенном направлении. Это необходимо для улучшения гидродинамических свойств.
На младшей модели расположены такие же насечки и так называемый концевик, задача которого — стабилизация потока.
Лучшие производители
- GFN;
- Attwood;
- Quicksilver;
- SE Sport;
- Lenco;
- T-H Marine;
- KeelGuard;
- Davis;
- StingRay;
- SR-XPI;
- Bennett.
Лучшие модели и цена
- Bennett, цена 14000 рублей (размер плит, мм: 760 x 230; изготовлены из стали 304);
- Easterner C88062, цена 1000 рублей (для моторов до 50 л. с.);
- SE Sport SESP-SE200B, цена 6000 рублей (рекомендуемая мощность до 40 л. с.);
- StingRay SR-XPIJR, цена 7000 рублей (мощность мотора до 40 л. с.);
- GFN-070400, цена 2500 рублей (мощность мотора до 50 л. с.).
Блиц-советы
Советы по установке:
- При установке гидрокрыла шайбы и болты нужно затягивать достаточно крепко.
- В комплекте должны быть специальные накладные резиновые прокладки, которые необходимо приклеивать только при температуре 180 градусов и выше.
- При монтаже девайса поверхности необходимо тщательно очистить от жира и пыли.
- Устанавливать девайс можно двумя способами:
- используя специальные крепления, которые входят в комплект;
- при помощи дрели просверлить отверстия.
Другие советы:
- Для того чтобы изготовить гидрокрыло можно использовать обычную лопату (пластмассовую или стальную).
- При выборе изделия в специализированном магазине обратите внимание на поверхность. Желательно чтобы на поверхности были небольшие бороздки.
- Для маломощных винтов отлично подойдет классическое крыло. Тогда как для винтов средней и максимальной мощности подойдет монокрыло.
- Чаще всего покупают в специализированных магазинах данное изделие владельцы двигателей мощностью 8-12 л. с.
- Гидрокрыло неэффективно, если мощность мотора более 50 л. с. или менее 6 л. с.
- Установка гидрокрыла позволяет исправить такие недостатки:
- лодка при разгоне задирает нос;
- различные проблемы при переходе в режим глиссирования.